Следует стремиться к сокращению официального школьного дня и к удлинению дня обучения в целом. Задачи школы в течение более короткого учебного дня были бы четко определены. Она должна была бы гарантировать каждому ребенку овладение основами знаний XXI века – умением писать, читать, считать и использовать информационные технологии. Здесь очень важно слово «гарантировать», потому что для школы недостаточно просто предлагать эти вещи. Не может быть и речи о том, чтобы учитель разочаровался в ученике или просто так перевел его в следующий класс, где другому учителю пришлось бы начинать все с самого начала. С такими учениками нужно заниматься, пока они не научатся всему необходимому. Только предъявляя такое требование, имеет смысл говорить об основах: если основы существенны для дальнейшего обучения, то, по определению, ученик должен ими овладеть до того, как перейдет к другим предметам. Обучение основам должно быть важнейшей целью прежде всего в начальных школах. Средним школам, напротив, следует углублять знания детей и расширять их кругозор. Можно сказать, что в настоящий момент система образования поставлена с ног на голову: мы хотим, чтобы в начальных школах у детей разжигали воображение, а в средних школах они приступали к серьезной учебе, когда предпочтительнее обратное. Конечно, это некоторое упрощение: стимулировать мышление и воображение детей важно на всех этапах учебы, и вопрос мотивации всегда является ключевым. Тем не менее, овладение основами имеет такое кардинальное значение, что его нельзя ставить в зависимость от прихотей детей, которых нужно поместить в жесткие дисциплинарные условия, чтобы у них не оставалось иного выхода, как только научиться – пусть даже и без видимого энтузиазма – хорошо читать и выполнять основные арифметические действия.