При тестировании детей преследуются две отдельные цели. Первая цель - тестирование (т.н. формирующее оценивание) необходимо учителям, чтобы установить, насколько хорошо дети усвоили учебный материал и что им следует изучать дальше. Вторая цель тестирования связана с отчетностью школ - следует проводить тестирование детей, чтобы удостовериться в удовлетворительной работе школ. В каких-то случаях эти две цели могут совпадать. Если в основе формирующего оценивания лежат национальные стандарты, то учитель имеет возможность сравнивать своих учеников с учениками других школ и тем самым больше узнавать о них. Однако чаще эти цели приходят в столкновение. Если главной целью теста является отчетность школы и если он отнимает слишком много времени, учителя неоизбежно будут этим возмущаться и, по сути, такой тест будет наносить ущерб учебе детей, отвлекая учителей от их насущных дел. Более того, если данная форма отчетности зависит от оценок, выставляемых самими учителями, то у них наверняка будет большой соблазн как можно выше оценить работу своих учеников. Кроме того, тест в целях отчетности будет побуждать учителей специально готовить к нему учеников: заставлять зубрить тесты за прежние годы, натаскивать по соответствующим темам, прорабатывать определенные приемы решений и т.п. Педагоги обычно с неодобрением воспринимают идею преподавания, нацеленного на тест. Осуждают они и оценивание как рычаг выполнения школьной программы. Хотя оно, несомненно, имеет серьезные недостатки, особенно если толкает людей на обман, но у него есть и преимущества. Выполнение школьной программы действительно является одной из целей тестирования. Нет более надежного способа обеспечить преподавание, скажем, начал арифметики, чем организовать соответствующее тестирование всех детей. Можно избежать негативной стороны этого процесса, регулярно изменяя тесты: обмануть систему нельзя, если она постоянно меняется. Иными словами, есть положительный момент в том, чтобы время от времени сдвигать планки ворот. Консультанты по менеджменту поняли это давным-давно: гарантии качества, утверждают они, требуют постоянного изменения критериев, по которым оно оценивается.